Растёт контейнерный грузопоток

Рост контейнерных перевозок, которые проходят по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) через территорию Казахстана, в частности порт Актау, составил 167 процентов.

Немаловажным фактором роста перевозок по ТМТМ послужил запуск регулярной контейнерной фидерной линии с еженедельным отправлением из Актау в Баку и обратно. Запуск линии оптимизировал оборот контейнеров и сроки доставки. Также это дало возможность, в том числе экспортерам Казахстана, использовать фидер для доставки своей продукции в Азербайджан, Грузию, Турцию, а также в порты Черного и Средиземного морей.

Объем перевозок на фидерной линии Баку – Актау – Баку за 9 месяцев года достиг 3,4 тыс. TEUs. По маршруту было перевезено 2269 TEUs, в обратном направлении – 1124 TEUs. Основная доля грузов – различные товары из Китая.

В целом востребованность перевозок морем очень высока. Если рассмотреть загруженность фидерной линии, наполняемость судна с казахстанской территории в последние месяцы составляет 100%. На сегодняшний день наблюдается рост отгрузок контейнеров на маршруте. И в текущем месяце ТМТМ столкнулся с проблемой по обеспечению своевременной отгрузки контейнеров из порта Актау, в связи с чем принято решение об увеличении частоты рейсов с ранее утвержденных 4-х рейсов в месяц до семи. Кроме того, планируется запустить второе судно. По планам морского оператора проекта – НМСК «Казмортрансфлот» решено заменить фидерное судно «Туркестан» на другое собственное судно – MCV «Беркут» с января 2020 года. Также подписано соглашение между тремя компаниями об осуществлении регулярных перевозок по фидерной контейнерной линии между портом Батуми в Грузии и Констанца в Румынии.

Планируется, что на этой линии будут перевозиться транзитные грузы в направлениях Европа – Китай – Европа и Европа – Центральная Азия – Европа. Это позволит сократить сроки доставки грузов по контейнерной линии в Черном море в вышеуказанных направлениях

Тран¬скаспийский маршрут является ключевым звеном евразийских транспортных артерий и дополняет систему транзитных коридоров Казахстана.

К примеру, в октябре в рамках скоординированной работы стран-участниц ТМТМ был запущен первый контейнерный поезд сообщением Стамбул – Алматы через порт Актау. Поезд, состоящий из 33 сорокафутовых контейнеров со сборным грузом, преодолел расстояние за 14 дней, что является альтернативой отправки товара из Турции иными видами транспорта.

На сегодняшний день сформирован второй аналогичный состав с турецким грузом. Это важное событие, подтверждающее, что маршрут ТМТМ, являясь торговым маршрутом Великого Шелкового пути, обеспечивает кратчайший путь импорта на казахстанский рынок.

Как отметили в компании, для привлечения обратного грузопотока из Турции, Грузии и Азербайд¬жана в направлении Китая установлен понижающий коэффициент, делающий этот маршрут конкурентоспособным. Кроме того, утверждены тарифные ставки на перевозки 45-футовых контейнеров с участием фидерных судов по маршруту Актау – Баку – Актау, которые действуют с 1 ноября 2019 года.

По данным компании, консолидированные транзитные грузы из Китая в Европу наряду с казахстанскими экспортными грузами в кон¬тейнерах будут перевозиться в ускоренном режиме. Например, недавно запущен по новому альтернативному маршруту Китай – Европа – Китай, транзитом через казахстанскую пограничную станцию Алтынколь контейнерный поезд по маршруту Сиань (Синьчжу) – Стамбул (Халкали) – Прага (Чехия). На «борту» поезда – 42 контейнера с бытовой техникой, которая была доставлена за 20 дней в Чехию. Это первое бесперебойное путешествие по коридору Баку – Тбилиси – Карс. Расстояние в 8500 километров. Путь следования через территорию десяти стран. По территории Казахстана поезд следовал 72 часа.

Стоит подчеркнуть, что до апреля 2019 года контейнеры из казахстанских портов вывозились только паромами, а балкеры использовались в основном для поставок зерна и металла. Использование сухогрузов для морских перевозок контейнерных грузов позволяет оптимизировать расходы поставщиков. В настоящее время мощности порта Актау позволяют переваливать до 40 тыс. контейнеров в год.

Стоит задача по увеличению этой цифры до 75-100 тыс. контейнеров в год. Для этого порт покупает новую технику, меняет процедуры, конфигурацию складов, вводит дополнительные сервисы, которые необходимы при контейнерных перевалках. Расширен и работает Актауский морской северный терминал, который позволил увеличить пропускную способность по генеральным грузам и контейнерам в два раза. К 2020 году ожидается увеличение контейнерного потока до 300 тыс. TEU – двадцатифутовых контейнеров в год.

Как ранее сообщалось, в 2019 году по Транскаспийскому международному транспортному маршруту планируется перевезти 60 тыс. TEU и 1,9 млн тонн генеральных грузов.

Наталья БУТЫРИНА, Актау

dknews.kz